Меню
16+

Газета «Полярная звезда» Камчатского края

05.06.2015 00:15 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 04.06.2015 г.

О реализации модели формирования органов местного самоуправления

Иллюстрация: http://minjust.ru

В Камчатском крае с 2014 года рядом муниципальных образований реализуется модель формирования органов местного самоуправления, когда полномочия администрации поселения, являющего районным центром, возлагаются на администрацию муниципального района.

Первыми такую схему реализовали в 2014 году органы местного самоуправления сельского поселения "с. Тигиль" и Тигильского муниципального района. С 1 января 2015 года администрация сельского поселения "с. Тигиль" ликвидирована, и все полномочия сельской администрации исполняет районная.

Подобная работа также проводится в Быстринском, Олюторском и Алеутском муниципальных районах.

Возможность возложения полномочий администрации поселения, являющегося административным центром района, на районную администрацию дают изменения, внесённые в федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в конце ноября 2010 года и вступившие в силу с 1 января 2011 года. Так уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, администрация поселения не образуется.

По оценке инициаторов закона, установление такой нормы должно служить улучшению организации самоуправления, оптимизации затрат на содержание управленческого аппарата. Концепция 131-го федерального закона предоставляет право органам местного самоуправления муниципального района и поселений заключать соглашения об осуществлении части полномочий, однако решение всех вопросов местного значения поселения не может быть передано муниципальному району на основании соглашения. При этом уже многими специалистами признается, что существование двух администраций в административном центре района, даже с несколько разными полномочиями, не всегда обоснованно.

Рассматриваемая инициатива позволяет решить ряд вопросов. Это улучшение качества управления территорией, избежание дублирования работы администраций в сферах транспортного обслуживания, дорожной деятельности, строительства, градостроительства и так далее.

Данная инициатива позволяет сократить управленческий аппарат, расходы бюджета на его содержание и направить сэкономленные средства на решение наиболее насущных вопросов местного значения. При этом сокращаются расходы не только на оплату труда муниципальных служащих, но и содержание используемых административных зданий и помещений. Практика показывает, что нет нужды содержать два аппарата управленцев в поселении — административном центре района, чтобы эффективно решать вопросы местного значения. Наоборот, концентрация руководства поселения и муниципального района в одной администрации позволяет объединить кадровый и организационный потенциал и более эффективно решать вопросы местного значения. Также устраняется неопределенность у жителей, в какую из двух администраций обращаться для решения тех или иных проблем. Еще один аспект — исключение возможности конфликта между администрациями района и поселения.

Возложение полномочий администрации райцентра на администрацию муниципального района не означает ликвидации поселения. В поселении сохраняется свой представительный орган — совет депутатов, глава поселения, местный бюджет, местные налоги и муниципальная собственность. При этом глава поселения, исполняет полномочия председателя муниципального совета. Глава администрации муниципального района отчитывается перед советом депутатов поселения за решение вопросов местного значения поселения.

При этом возложение полномочий администрации поселения на администрацию района — это серьезная ответственность и главы администрации района.

Важно отметить, что формирование единой администрации для муниципального района и поселения — административного центра муниципального района удачно сочетается с формированием представительного органа муниципального района на основе делегирования глав поселений и депутатов представительных органов указанных поселений, входящих в состав муниципального района. В этом варианте для представительного органа поселения не происходит существенного понижения статуса в связи с отсутствием местной администрации поселения, поскольку это компенсируется возможностью воздействия на местную администрацию муниципального района, во-первых, через представительство в выборном органе муниципального района и, во-вторых, посредством участия в формировании конкурсной комиссии для избрания на должность главы местной администрации муниципального района.

Применение порядка образования местной администрации муниципального района, на которую будет возложено исполнение полномочий местной администрации поселения, являющегося административным центром данного муниципального района, на законодательном уровне обусловлено обязательным закреплением данного порядка в уставах соответствующих муниципальных образований (муниципального района и поселения — административного центра данного муниципального района). Именно такой порядок закреплен в ст. 34 (абз. 3 ч. 2) Федерального закона № 131-ФЗ, касающейся определения структуры органов местного самоуправления. При этом, как уже отмечалось, указанный Федеральный закон также предусматривает, что при таком порядке формирования органов местного самоуправления в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

Данные положения означают, что формирование рассматриваемой модели организации местной власти для муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, не может осуществляться в императивном порядке; оно осуществляется только на основе добровольного волеизъявления депутатов представительных органов поселения и муниципального района и связано с внесением каждым из этих представительных органов изменений в положения о структуре органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, определенные в его уставе. Решение принимается большинством депутатов не менее чем в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Чтобы такие решения состоялись, необходимо предварительно согласовать изменения в оба устава. Это важно для того, чтобы исключить возможность принятия односторонних, несогласованных решений. В то же время какого-либо специального механизма для согласованного изменения уставов федеральным законодательством не предусмотрено.

Внесение изменений в устав поселения и устав муниципального района должно проходить в общем порядке, предусмотренном ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку никаких исключений для данного случая федеральным законодательством не предусмотрено.

Необходимо учитывать, что согласно ч. 8 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ изменения в уставы муниципальных образований, связанные с изменением структуры органов местного самоуправления, вступают в силу не после их опубликования (обнародования), а только по истечении сроков полномочий представительных органов муниципальных образований, принявших указанные решения.

Таким образом, изменение устава поселения, связанное с ликвидацией администрации поселения, вступит в силу только по истечении срока полномочий представительного органа поселения, принявшего соответствующее решение, поскольку в данном случае имеет место изменение структуры органов местного самоуправления поселения.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

139