Меню
16+

Газета «Полярная звезда» Камчатского края

23.05.2017 09:03 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Здорово питаться – здОрово!

Автор: Леонид Добровольский

Променад перед приемом пищи обязателен для учеников села Каменское. Школьная столовая пока находится в отдельно стоящем здании. К слову, там же расположена библиотека и спортзал. Этакое символическое триединство, гарантирующее молодому поколению гармоничное развитие.

Обязательный променад

Променад перед приемом пищи обязателен для учеников села Каменское. Школьная столовая пока находится в отдельно стоящем здании. К слову, там же расположена библиотека и спортзал. Этакое символическое триединство, гарантирующее молодому поколению гармоничное развитие.

«Нагулять аппетит» – здесь не образное выражение, а ежедневная практика. С разгулявшимся голодом старшеклассники справляются обстоятельно, активно поглощая салаты, первое и второе, дабы потом неспешно, за чашечкой компота, вести негромкую беседу, тратя на нее оставшееся до начала уроков время.

Детвора же похожа на стайку неугомонно чирикающих воробьев: прибежали, не переставая чирикать, поклевали, выбрали самые вкусные кусочки и опять улетели по своим неотложным детским делам – надо успеть поиграть, побегать, пока не прозвенел звонок.

Столы, где обедали школьники, разительно отличаются. После старшеклассников остаются пустые тарелки, если, конечно, бледные вьюноши и красны барышни не погружены в задумчивую мечтательность, вызванную весной и соответствующим возрастом.

После малолетнего торнадо столы кажутся только что накрытыми. Если не считать отсутствия мяса в тарелках, слегка разоренного салата и исчезновения помидор в тарелках с соленостями.

У неугомонного племени школьников заминка случается только возле тазика с яблоками – попробуй выбери из нескольких десятков краснобоких красавиц единственную, неповторимую и самую вкусную фруктину!

На самом выходе успел расспросить ребят о том, нравится ли им питаться в школьной столовой. Большинство ответили, что кормят вкусно, и лишь несколько девочек сказали, что иногда бывают блюда, которые они не хотят есть.

-Как сегодня? – не преминул задать каверзный вопрос, указывая на стол с недоеденными блюдами.

-Нее… У нас вкусно кормят, – влез в разговор тощий мальчишка с торчащими в разные стороны черными волосами. – Мясо дают, оладьи с вареньем, конфеты… Вот! – И продемонстрировал вынутую  из кармана конфету в качестве неоспоримого доказательства разнообразия блюд.

- А почему все не съели?

- Так, много же… — поразились моей недогадливости дети.

Съедобная задача

Для школьника пища телесная не менее важна пищи духовной. Детский организм должен расти, а для этого ему необходимы белки, жиры, углеводы и, конечно, витамины.  В условиях Пенжинского района с недостатком солнца, низкими температурами и трудностями завоза, обеспечение детей полноценным питанием – задача не из легких, а решать ее руководству школы приходится постоянно.

Условия задачи прописаны в книге с нудным названием «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», для удобства сокращенного до СанПиН. Это свод правил, своеобразный устав поварской службы, в котором прописано все, начиная от требований к инвентарю, одежде поваров, размерам поварешек, кастрюль, чашек и ложек, заканчивая количеством  калорий, которые обязан получить школьник в определенное время дня.

Как и армейский устав, СанПиН требует неукоснительного исполнения. И никакой самодеятельности!

Положено школьникам до 11 лет в среднем за сутки получать по 70-80 грамм белков и жиров, 280-330 грамм углеводов, а учащимся 12-17 лет – 90-100 грамм белков и жиров, 420-470 грамм углеводов – так  будьте добры, обеспечьте! И ни граммом белка или углевода меньше!

- В виду постоянного отсутствия в наших магазинах свежего творога, яиц и кисломолочных продуктов, приходится заменять их согласно требованиям СанПиНа, – делится секретами школьной кухни руководитель Каменской средней школы Галина Кулешова. — Компенсируем сыром, говядиной, олениной, рыбой. Когда отсутствует завоз и несколько недель нет свежих яблок, используем сухофрукты, чай с лимоном. Овощи включаются в рацион школьников ежедневно. Витамины у наших деток всегда на столе.

По словам Галины Кулешовой, трехразовое питание  (завтрак, обед и полдник) гарантирует детям силы для роста и учебы. За качеством в школе следит бракеражная комиссия, в состав которой входит она сама и еще два педагога. Ежедневно перед каждым приемом пищи члены комиссии совместно снимают с блюд пробы. Двери школьной столовой, со слов директора, всегда открыты для родителей, которые могут прийти в любой день и лично проверить качество приготовленной для детей пищи.

В обеденном зале размещена  информация о культуре питания, о пользе здоровой и полноценной пищи. Горячим питанием охвачено 100% детей. Приспособленное под столовую помещение укомплектовано необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Ведется постоянный контроль  качества поступающих продуктов, срока их реализации и условий хранения, соблюдения санитарных правил и норм.  Вся закупаемая продукция имеет сертификаты.

P.S. Покидая школьную столовую, думал о благополучном застойном времени, на которое пришлось мое ученичество, невольно сравнивая увиденное и воспоминания. Завидовал белой завистью… Чтоб меня так кормили тогда! Хотя…. Согласен даже на сегодня!

 

СанПиН категорически настаивает:

В суточном рационе питания школьника оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов — должно составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности как 10 — 15%, 30 — 32% и 55 — 60%, соответственно, а соотношение кальция к фосфору как 1:1,5.

Ежедневно в рационах  2 — 6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масла, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2 — 3 дня.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

42