Меню
16+

Газета «Полярная звезда» Камчатского края

24.12.2015 18:24 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 99 от 22.12.2015 г.

Коммуналка в надёжных руках!

Автор: беседовала Юлия ЛЕОНОВА

На фото: А.В. Болотнов.

Разговор о важном

О работе акционерного общества "Южные электрические сети Камчатки" в самом северном районе Камчатского края говорим с главой администрации Пенжинского муниципального района Александром Болотновым.

- Александр Вадимович, общая задача администрации района и АО "ЮЭСК" — обеспечение потребителей теплом и электроэнергией. Насколько успешно удаётся совместными усилиями выполнять эту задачу?

- Настолько, насколько население, организации и предприятия в районе довольны предоставлением этих услуг. С АО "ЮЭСК" мы работаем с 2010 года. Когда они пришли к нам работать, хозяйство находилось в неприглядном виде. В 2006 году произошла разморозка системы отопления. После чего её начали восстанавливать, проложили новые теплопроводы, начали устанавливать бойлеры, т.е. к 2010 году систему более-менее отремонтировали. Но качество предоставляемых услуг на тот период не удовлетворяло ни население, ни организации. Были проблемы с поставкой и тепла и электроэнергии. Работники не получали заработную плату, соответственно, не было производственной дисциплины, никакого ни контроля ни надзора, поэтому качественно эксплуатировать оборудование и предоставлять услуги было невозможно. Поэтому в правительстве Камчатского края было принято решение передать имущество коммунального комплекса АО "ЮЭСК".

- Почему именно "Южные электрические сети Камчатки"?

- Потому что они до этого работали, поставляя электричество в Каменское и Манилы. Нужно было отладить работу и в остальных посёлках, поставлять электричество и тепло. Кроме того, остро стоял вопрос о чрезмерном расходовании ресурсов, затрачиваемых на производство тепла. В то время Коряктеплоэнерго сжигало до 16 тыс.тонн угля. На сегодняшний день, с приходом Южных электрических сетей, закупается около 8-ми. Финансовые затраты, соответственно, сократились вдвое.

- Были ли претензии к качеству угля?

- Это был местный уголь низкого качества. И мы заостряли внимание на том, что топить таким углем крайне неэффективно. Насколько я знаю, АО "ЮЭСК" закупает уголь более высокого качества за пределами полуострова.

- Как показала себя Программа реконструкции системы теплоснабжения села Каменское?

- Тогда же и было принято решение уйти от низкокачественных углей и перейти на бойлерное отопление. Программа показала, что она очень эффективна с экономической точки зрения. Она дешевле, чем угольная теплоэнергетика и менее затратна в эксплуатации. Потребители очень довольны. Система бойлеров это не единый комплекс. Один бойлер отапливает несколько домов, соответственно, десяток бойлеров отапливает несколько десятков домов. Они практически независимые, за исключением водоподачи на эти бойлеры. При выходе из строя одного из бойлеров, дома автоматически подключаются к отоплению от других бойлеров и, практически, на 100% обеспечивается резерв жилого фонда в случае аварии на какой-то бойлерной. Если бы авария происходила на котельной, все дома в селе Каменское бы были в аварийном режиме. Так и случилось в 2006 году, когда котельная вышла из строя и все дома перемёрзли. Сейчас это исключено. Эта система эффективна и надёжна.

- Этот проект администрация разрабатывала совместно с Южными сетями?

- Этот проект был задуман до Южных сетей. Его предлагало ещё правительство Корякского округа, но не смогли его реализовать. После того, как в 2006 году посёлок замёрз, мы перешли на отопление от бойлеров. Дом за домом мы подцепляли котельные. Но к тому времени, когда пришли Южные сети это оборудование уже поизносилось. Оно ставилось в аварийном режиме, соответственно, кольцевое сообщение не предусматривалось, только обеспечение отдельных домов. Эту систему нужно было привести в соответствие, чтобы это был единый комплекс, плюс заменить оборудование, которое имело существенный износ. Поэтому вышли с предложением к Южным сетям, и они разработали схему бойлеризации. Мы вносили предложения, совместно эту программу разрабатывали и, в соответствии с этой программой, до сих пор идёт постепенная бойлеризация села Каменское. Реализация этой программы заканчивается, но мы видим, что реально мы не всё сделали и не всё предусмотрели. Её необходимо продлить ещё, как минимум, на 2 года, т.к. есть объекты, по которым пожарный надзор выражает претензии, ведь бойлерные в своё время устанавливались не в тех местах, и сейчас требуют переноса, модернизации. Но в тоже время, хочу сказать, при всех заботах вокруг этой бойлеризации, эффект от неё гораздо больше, чем от угольной теплоэнергетики.

- Есть ли взаимопонимание между администрацией Пенжинского района и АО "ЮЭСК"?

- У нас отношения с Южными сетями чисто деловые. Мы всегда идём на любые рациональные решения, которые позволят нам стабильно поставлять тепло и электричество. Например, в этом году весной Южные сети обратились к нам с тем, что в аварийном режиме эксплуатируется котельная в Аянке, т.к. отработавшие свой срок котлы выходят из строя, требуют ремонта и опасны для эксплуатации в зимний период. Такая же ситуация в Манилах. На совместном совещании в правительстве Камчатского края этот вопрос обсуждали, выделили средства из регионального бюджета на приобретение котлов, мы самостоятельно их закупили и привезли. Южные сети смонтировали эти котлы в Манилах. Я разговаривал с и.о. руководителя Манильского энергорайона Виталием Кулабуховым и с населением во время схода. Все говорят, что даже в самых отдалённых домах посёлка батареи греют, причём, даже там, где всегда было холодно. Мы, со своей стороны, довольны, что население живёт в нормальных условиях, а Южные сети отмечают, что так эксплуатировать и проще, и намного эффективнее. На котельной в Аянке закупили и установили в этом году 3 новых котла. Котлы тоже лучшего качества, чем предыдущие. Температура везде достаточная, люди на отопление не жалуются.


Продолжение в № 100 (6265) от 24.12.2015

- Какие есть проблемы, решение которых предполагается в ближайшем будущем?

- Есть проблема с недостаточным количеством генерации, например, в Слаутном. Там сейчас есть 2 дизельных генератора "Cummins", один на 400, другой на 250 киловатт. Вышел из строя 400-киловаттный генератор, а морозы сильные и 250 киловатт не хватило на посёлок, пришлось вводить веерные отключения. В холодном резерве был дизель, который запускали около суток. Его запустили, он принял нагрузку, и благодаря этому удалось пережить аварийную ситуацию. Но после того, что случилось, АО "ЮЭСК" предложило закупить ещё один дизельный генератор. Для сравнения — Аянка такой же посёлок, но у них 2 дизельных генератора на 250 киловатт и 1 на 400, а в Слаутном 1 на 250, 1 на 400 и его на аварийный период не хватает. Мы согласились с предложением Южных сетей включить в план приобретение ещё одного дизельного генератора для Слаутного. Такая же ситуация у нас в Парени. Там 2 маленьких дизеля стоят — 1 на 16 киловатт, 1 на 22, и не хватает 20 киловатт мощности. Там сейчас проживает 78 человек, люди используют современные электроприборы, а мощности недостаточно и всё выбивает. Мы закупили в этом году генератор на 60 киловатт, но он поздно пришёл и в навигацию доставить не успели. Сейчас он находится в Петропавловске, и будем думать, как его привезти весной первым теплоходом и доставить в Парень. В селе Оклан на ДЭС, которая установлена в этом году, есть 2 дизеля — 30 и 60 киловатт, и их тоже не хватает. Дело в том, что попробовали в этом году в Оклане установить электрокотлы, чтобы пожилым людям не приходилось носить дрова и топить печи. Они энергоэффективные и пока хорошо себя рекомендуют. Но это дополнительная нагрузка. Поэтому будем сейчас рассматривать возможность приобрести дополнительный дизельный генератор для Оклана. И в последующем, если нагрузка будут где-то расти, генерацию придётся увеличивать.

- В предыдущем номере газеты мы говорили о том, почему именно АО "ЮЭСК" предложили в 2010 году обеспечивать сёла Пенжинского района теплом и электроэнергией. Если бы сейчас сложилась такая же ситуация, как в 2010 году, заняться обеспечением ресурсами потребителей Пенжинского района также предложили АО "ЮЭСК"?

- Если сегодня так сложилось бы, тоже выбрали бы Южные электрические сети. Никто не хотел заходить в Пенжинский район. Он отдалённый, труднодоступный, у нас есть проблемы. Это единственный на Камчатке район, где навигация длится максимум 4 месяца. Причём, не всегда в эти 4 месяца можно доставить грузы, т.к. весенние и осенние шторма не позволяют это делать, и практически навигация длится 2,5 месяца, когда можно что-то завезти. Кроме того, этот груз изначально можно завезти только в портпункт Манилы, а от Манил по реке ещё 480 км до Аянки, 454 км до Таловки. То есть доставка до населённых пунктов Пенжинского района — это большая проблема. А у Южных электрических сетей уже была разработана логистика доставки грузов до Манил и Каменского. И предприятие зарекомендовало себя как стабильно и качественно работающее, выполняющее свои обязательства не только перед потребителями, но и перед работниками. А для нас важно, чтобы наши люди были уверены в своём будущем. Все, кто работает на участках тепло- и электроснабжения — это все жители Пенжинского района, они как работали, так и работают. Только условия поменялись. До прихода Южных электрических сетей была нестабильная выплата заработной платы, соответственно, и производственная дисциплина была низкая и т.д. С приходом ЮЭСК заработная плата стабильно выплачивается, поднялась дисциплина производства, повысилась ответственность работников перед исполнением своих задач, а значит, ситуация в корне поменялась. Конечно, люди любят, когда всё стабильно и нам удобно, когда у жителей такие условия труда, а заслуга ЮЭСК — это стабилизация производственной деятельности, своевременная выплата зарплаты, социальные гарантии, условия и дисциплина труда, всё это они реализуются на практике.

- Почему именно АО "ЮЭСК" получило преференцию после окончания срока действия договора аренды?

- АО "ЮЭСК" эксплуатировало эти объекты, поэтому передавать их на небольшое количество времени в эксплуатацию другой компании смысла никакого не было. Для этого и была преференция, чтобы все муниципалитеты привели документы в порядок, для того чтобы выйти на концессию в следующем году.

- Есть ли у АО "ЮЭСК" шансы на заключение концессионного соглашения?

- Конкурсные процедуры чётко регламентированы. В целях равных условий участия в конкурсе, процедура устроена таким образом, что этот договор концессии будет рассматриваться с определённых позиций — технических, финансовых, с точки зрения последующих инвестиций в это коммунальное хозяйство и энергетику. Там есть критерии, по которым она определяется. Шанс у ЮЭСК, как и у других, несомненно, есть.

- Уже известно, есть ли ещё желающие принять участие?

- Пока ещё никто не заявлялся. Интерес проявило Корякэнерго, когда в этом году истекал срок аренды. И по условиям конкурса желательно участие нескольких претендентов. Поэтому всё будет зависеть только от результатов самого конкурса и от тех условий, которые предложат компании.

- Есть проект строительства новой линии Манилы-Каменское, каким-то образом администрация может помочь в реализации этого проекта?

- Эта линия принадлежит ЮЭСК, они её уже довольно давно эксплуатируют. Люди в Каменском и в Манилах также увеличивают потребление, покупают современные электроприборы и уже давно встал вопрос о том, чтобы увеличить пропускную способность этой линии и провести капитальный ремонт. Мы поддерживаем эти предложения и будем поддерживать на разных уровнях, поскольку мы заинтересованы, чтобы построили новую линию, с большей пропускной способностью, чтобы перекрыть потребности сёл Каменское и Манилы. Кроме того, ДЭС-9, которая находится в Каменском в резерве, не покрывает потребностей села и, в случает порыва на линии, мы вынуждены жить в условиях ограничения подачи электроэнергии. Пока идёт пурга, отправить людей на поиски, это значит отправить в никуда. Дорог нет, а линия находится просто в дикой тундре, в гористой местности. И мы вынуждены это время ждать, а пурги у нас бывают по неделе, когда никто даже выехать не может на ремонт ЛЭП. Определить по прибору, где произошёл порыв, возможно, но реально поехать, влезть на опору, соединить провода — нет. Новая линия, во-первых, была бы не такой пурговой аварийности, во-вторых, увеличилась бы пропускная способность.

- Бывают ли перебои в подаче ресурсов?

- Ограничения бывают. Не очень большой продолжительности, но бывают.

В Каменском был прорыв теплосети зимой в 2012 году. Работники ЮЭСК делали всё что нужно, сливали воду, ночью, невзирая ни на мороз, ни на что. Не дали усугубить ситуацию, и авария была ликвидирована максимально оперативно. Главное, не дали разморозить теплосеть на больницу.

- Насколько жители довольны качеством поставляемых ресурсов?

- Я сейчас проводил в посёлках сходы населения, встречался с людьми. Никаких претензий по поводу поставки тепла не было, значит, всё нормально. Даже спрашивал у людей, как у вас с отоплением? Всё хорошо, тепло, всё топится. Я хочу сказать, оборвите подачу электроэнергии, даже для каких-то технических мероприятий, население скажет — плохо! Конечно, ни в какое сравнение не идёт с предыдущим эксплуатантом, который у нас был. Как я уже отмечал, были перерывы в подаче тепла и электроэнергии, работники заработную плату не получали, никто не следил за оборудованием. Сейчас всё по-другому — небо и земля, очень большая разница. В целом, население довольно. Есть технические моменты, где-то тепла не хватает, но это уже не в силу того, что ЮЭСК не подаёт, а в силу изношенности внутридомовых сетей. Бывают и перехлёсты и какие-то аварийные ситуации, перерывы в подаче ресурса на какое-то время, но это всё очень мелкие частности. По большому счёту, подачей услуг население, предприятия и учреждения довольны.

- Спасибо за обстоятельную беседу!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

121