Меню
16+

Газета «Полярная звезда» Камчатского края

19.11.2015 18:34 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 89 от 17.11.2015 г.

Корякская культбаза – центр культурной работы

Автор: Материал и фото из архива семьи Апполовых подготовила Е. Долган

Супруги Апполовы, 30-е годы.

К 85-летию Корякского округа «Полярная звезда» публикует архивные материалы из газеты «Вести Корякии» о создании в 1930 году Корякской культбазы Комитета Севера при Президиуме ВЦИК, которая положившая начало планомерному и систематическому культурному обслуживанию населения Камчатки.

Создание Советов вызывало немалые трудности. Очень часто проведению выборов в Советы противились богатые оленеводы, понимая, что это лишит их, в конечном счете, реальной власти. Провести собрание помимо их воли в то время было невозможно. Известный на Камчатке оленевод Тылман, например, после долгих уговоров согласился на проведение собрания, но разрешил присутствовать на нем лишь своим верным людям. В итоге председателем Совета собрание выбрало самого Тылмана.

Нарты в Пенжино.
Окланский ламут.

Уровень классового самосознания коряков был крайне низок. Батраки обычно видели в своем хозяине благодетеля. В условиях разбросанности стойбищ, изоляции батраков друг от друга до открытого протеста против эксплуатации дело не доходило. Когда русские пытались поговорить с одними батраками, в отсутствие хозяев, доказывая, что нужно бороться с кулаком Инылой и другими богачами, батраки соглашались, но предложения о каких-либо действиях против кулаков были им непонятны. "Нам становится страшно, будто вы натравляете нас на медведя", — выразился один из них. Батрак Люлю сказал: "Мы поняли и считаем правильным то, что вы говорите, что работаем на Инылу, который забирает весь наш заработок, но пойти против него боимся" 1.

Однако туземные Советы все больше и больше находили поддержку среди бедняков.

Уже в 1927 году на территории Карагинского района (тогда в него входил и Олюторский район) туземных Советов было 10, на территории Пенжинского — 13, Тигильского — 5, Быстринского — 4. Родовые (туземные) Советы стояли на страже прав и интересов трудящихся, помогали правильно понимать законы Советского правительства.

Основным центром всей культурной работы явилась организованная в 1930 году Корякская культбаза Комитета Севера при Президиуме ВЦИК, положившая начало планомерному и систематическому культурному обслуживанию населения. Таких культбаз было создано 16.

Вот как рассказывает о культбазе участник первого съезда Советов округа, слушатель окружной совпартшколы, ныне персональный пенсионер Николай Феофанович Арефьев:

"Приехали на культбазу (она была центром округа) и поразились. Это было новое, только что выстроенное из леса село, нет ни одной землянки. И очень много народа, видимо, все уже приехали. Куда ни глянешь, везде народ, нарты, дома. Мы пошли любоваться культбазой, действительно, культурная база.

Осмотрели школу, больницу, баню, факторию, столовую и дом заезжих. В фактории (сейчас она называется магазином) мы увидели много продуктов, разные товары для охотников, рыбаков.

Потом нам рассказывали, что для приобщения кочевых и береговых коряков к Советской власти и более расширенному обслуживанию нужд коренного населения, Комитет Севера при ВЦИКе решил построить в низовьях реки Пенжины культбазу. Для обслуживания строительства было выделено 6 катеров с кунгасами. Они подвозили лес, а также промтовары и продукты к месту строительства. В строительстве культбазы принимали участие и жители близлежащих сел. На собаках и оленях подвозили мясо, дрова, лес.

Многие батраки работали на стройке, учились плотничать, строить дома. Однако и тут богатые оленеводы мешали строительству, не отпускали своих батраков, не разрешали им близко появляться возле него, запугивали их, привлекая к этому делу шаманов. Но, несмотря на все это, тяга местного населения к культбазе усиливалась, они начинали понимать значение Советской власти".

Нужно заметить, что трудность всей проводимой работы объяснялась в первую очередь тем, что многие из местных товарищей не знали и не понимали русского языка. Нужны были свои, национальные кадры. Потребность в них была велика. 2

Довелось принимать участие в строительстве новой жизни на Севере и супругам Апполовым из Ленинграда.

Cупруги Апполовы, 30-е годы.

С сайта «myappolov.ru»:

«В тридцатых годах молодые специалисты Александр и Валентина Апполовы по направлению Института Народов Севера сразу по окончании учебы едут на Дальний Восток, где сначала работают на Шантарских островах, а затем на культбазах Чукотки и Камчатки в Корякском национальном округе (Палана, Пенжино, Кильдин, Килина, Тугур). Александр занимался этнографическими исследованиями на Севере Камчатки и юге Чукотки. На протяжении 6 лет им пришлось полностью адаптироваться в необычных условиях — участвовать в охотах и на медведя и на морского зверя- нерпу, котика, передвигаться между населёнными пунктами, как на собачьих упряжках, так и на оленьих нартах. Так в селе Каменском был один деревянный домик-больничка, куда с большим трудом удавалось уговаривать женщин идти рожать. В больничке из медперсонала был только старенький фельдшер-русский. Он очень помогал советами неопытному врачу освоиться в обращении с местным населением. Здесь же родилась старшая дочь Аполловых, её няней становится пожилая корячка.

Детская смертность была очень высокой. Пароход приходил раз в год, основным питанием была рыба и мясо оленей. В этих условиях приобретался опыт молодого врача. Местное население очень хорошо относилось к ним, и, когда они уезжали на материк, просили отдать им дочь, говоря — у вас ещё будут. Впоследствии Александр Апполов станет кандидатом исторических наук, Валентина Федоровна — кандидатом медицинских наук, депутатом Верховного Совета СССР (1954). Оба — участники Великой Отечественной войны».

Крупным политическим событием для коренного населения Камчатки явилось образование Корякского национального округа. 10 декабря 1930 г. Президиум ВЦИК вынес постановление об образовании восьми северных национальных округов, в том числе и Корякского, который подчинялся непосредственно Хабаровскому краевому исполнительному комитету. Первоначальным центром округа был пос. Корякская культбаза (Пенжинский район) и оставался им до 15 октября 1937 года, а затем по решению Президиума ВЦИК окружной центр Корякского округа был перенесен в село Палану. Корякская культбаза стала называться селом Каменское и стала райцентром Пенжинского района.

Источники:

1. Н. Билибин. У западных коряков. — "Советский Север", 1932, № 1-2, стр. 196;

2. Свет в тундре. — Петр. Камч., 1970, — В. В. Косыгин.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

394