Мама Таня
… Сквозь замерзшие окна еле брезжил утренний свет. На кухне мама подбрасывала дрова в печку и ударом ковшика разбивала лед в ведре с водой. Пора вставать… Как же давно это было, а как будто вчера.
Мне кажется, эти привычные с детства звуки я слышу и сейчас: ласковый голос мамы, хлопочущей на кухне ранним утром и слабый писк щенка, которого мама уговаривает хоть минуту посидеть спокойно. Мама всю жизнь любила собак, как своих детей. И они страстно привязывались к ней и отвечали ей пожизненной преданностью. Однажды по дороге в садик, на наших глазах ее черного Ворона застрелили… Я помню, как мама, держащая кого-то из нас на руках, кричала на охотника на собак и пыталась привести в чувство любимца... Это была настоящая трагедия. У нас и потом были собаки, и все они были мамины.
Нашу маму зовут Татьяна Васильевна, но в детстве она была Тывнатвагаль. А ее отца звали Чаре (на снимке). Бабушка умерла, когда маме не было и шести лет. Родилась мама в селе Аянка в семье чукотских оленеводов 6 ноября 1940 года. Вместе с младшей сестрой Зинаидой им пришлось жить в разных семьях.
Несмотря на суровое детство и отсутствие маминой ласки, Татьяна Васильевна легко справлялась с воспитанием детей. А нас у нее было семеро. Она никогда не ругала нас за испорченные вещи и мужественно выдерживала Мишины плавания на оторвавшейся льдине и вскрытый им же, шестилетним, склад с надувными шариками.
Нас детей у нее семеро: Юлия, я, Михаил, Герман, Константин, Владислав и Виктор. Был еще братик, но он умер в детстве сильно простудившись. Все дети, кроме меня, Юлии и Германа живут возле мамы. Все получили образование, двое учились в музыкальной школе, трое отдыхали в пионерском лагере Артек.
Я помню, что в нашем доме всегда было весело. А самые яркие воспоминания детства — это Новый год и как мы всей семьей садились вокруг стола и лепили пельмени. Мама терпеливо учила младших братьев делать красивые "панамки", а мы смеялись и радовались предстоящему празднику. Эту традицию я перенесла в свою семью. Для нас Новый год без пельменей — это не Новый год.
Мама в молодости была страшная модница и умудрялась даже в трудные времена тотального дефицита одеваться стильно. У нее были черные длинные густые волосы и красивая фигура. Помню, модельного вида продавщица Софа, приехавшая из Москвы за мужем пилотом в Аянку, упрашивала маму продать зимнее пальто с меховым черно-белым воротником. Но она не согласилась.
Мама не только себе подбирала одежду со вкусом, но и нас, детей, всегда старалась одеть понаряднее. Так, в первый класс я пошла в новом белом шерстяном пальто. Она было такое красивое, что я чувствовала себя Снегурочкой. Младшие братья щеголяли в матросках и костюмчиках.
Мама работала много и добросовестно. Говорила нам: все, что вам доверили сделать, делайте "досконально", то есть на совесть. И моя старшая дочь Мартина мне все время подчеркивает, что я — вылитая бабушка, особенно когда я ей говорю: "Як бады!" А это значит, что она сделала что-то не так, как надо.
Благодаря маме я научилась доить коров. В детстве у меня было слабое здоровье, и я должна была прибегать к утренней дойке на ферму и пить противное теплое молоко из-под коровы. Сначала я держала хвост, а позже сидела рядом на стульчике и помогала доить. Как-то мы помогали маме выхаживать маленьких цыплят на птицеферме: она нам показывала, как кормить их прощенными ростками овса, который она специально для них высаживала. От нее мы узнали, что цыплятам надо давать битое зеленое стекло.
Мама работала в столовой, и я для себя поняла, что никогда не стану поваром. Какой же это был тяжелый труд. Сколько же блинов она испекла и посуды перемыла … И все всегда делала на совесть.
На Пасху у нас всегда были красивые высокие куличи и крашеные яйца. Мама открывала чемодан, где она хранила бережно укутанные на зиму яблоки и угощала каждого из нас. Пасха была таким же долгожданным праздником, как и Новый год.
В праздники обычно наши родители уходили в клуб на концерт. И мы знали, что мама будет петь и танцевать, потому что накануне, после работы она расшивала бисером тэты и торбаса. И летом, и зимой мама неустанно смазывала и скоблила оленьи шкуры и камусы, а потом кроила и шила меховые одежды, сначала для папы и дедушки, а потом для моих братьев. Как-то мы помогали ей натягивать мокрую оленью кожу на эвенский, коричневый от времени, обод для бубна.
Кроме чукотского, мама владеет эвенским и знает все обычаи эвенов. С детства она нас учила уважительно относиться к старшему поколению. Мы всегда ходили навещать знакомых бабушек и дедушек, приглашали их часто к нам домой. Однажды, бабушка Трубка показывала эвенский танец с горловым пением, и все, кто был у нас дома на вечеринке, танцевали, подражая ей. Это было очень торжественно и непонятно для нас детей! Непонятно, потому что взрослые очень редко рассказывали о религиозных представлениях наших народов и о прошлом нашей семьи в этом контексте. Хотя чтить память умерших родственников и исправно кормить духов нас родители научили в раннем детстве. Когда я приезжаю в родное село, в первую очередь мы идем на кладбище.
Теперь, когда мы стали взрослыми и у нас свои семьи, хочется побольше узнать о корнях своего рода. Но наша культура, по религиозным соображениям, не позволяет этого в полной мере. "Мы пришли на эту землю неизвестными, неизвестными мы и уйдем" — сказала однажды Татьяна Уркачан, эвенская сказительница из Паланы.
… Уже много лет я живу вдали от мамы в Копенгагене, находясь на дипломатической службе в Арктическом совете. Видимся мы только во время отпуска, но каждый раз я с нетерпением жду нашей встречи, когда мы наконец сможем поговорить не по телефону, посидеть рядом и обнять друг друга. Говорят, пока живы наши родители, мы остаемся детьми. И не важно, сколько нам лет! Дай Бог, чтобы мы как можно дольше чувствовали себя детьми.
Нашей маме 6 ноября исполняется 75 лет. Она для нас остается такой же молодой и полной духовной энергии. Жизнь ее была нелегка, но она шла по жизни с улыбкой, делая людям добро и целуя наши побитые коленки. Были моменты когда мы подводили ее и делали ей больно, но мы всегда чувствовали, что она не перестает нас любить. Она дала нам жизнь и мы знаем, что она хочет, чтобы у нас все было хорошо.
От всей нашей большой семьи, 17 внуков и 2 правнучек поздравляем нашу любимую мамочку и бабушку с юбилеем!
Мама, мы тебя любим и всегда помним о тебе!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.