Меню
16+

Газета «Полярная звезда» Камчатского края

10.03.2016 21:36 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 10.03.2016 г.

Память цепляет только хорошее

Автор: Мизинина Л.В.

На фото: Л.В. Мизинина.

С рассказа Ларисы Васильевны Мизининой, бывшей жительницы села Слаутное мы начинаем серию публикаций о прошлом нашего района в воспоминаниях очевидцев.

С рассказа Ларисы Васильевны Мизининой, бывшей жительницы села Слаутное мы начинаем серию публикаций о прошлом нашего района в воспоминаниях очевидцев. Подготовила и предоставила материалы для публикации Людмила Мелентьевна Дрокина, которая на протяжении многих лет с огромным интересом и большой любовью занимается сбором документов и фотоматериалов об истории родного села и его людях.

Имя "Лариса" означает "чайка". Вот и я всю жизнь летаю с места на место. Отец мой — Лазарев Василий Дмитриевич, был военнослужащим, в звании полковника всю войну прошёл, до Германии дошёл и привёз из Берлина осколок рейхстага, он хранится у сестры в Горьком вместе с медалями. Он был военным человеком и мы часто путешествовали по гарнизонам, я сменила 10 школ, последним местом работы и местом жительства моего отца стал г.Горький, я там и окончила школу. В 1961 году я окончила Горьковское педучилище по специальности "Дошкольное воспитание".

После окончания училища мой жребий по распределению выпал на полуостров Камчатка. Поехало нас около 40 человек — из Горьковского, Городецкого и Лукояновского педучилищ- дошкольные работники и учителя начальных классов. 20 июля мы выехали из Горького, доехали до Кирова в одном вагоне. В Кирове была пересадка, нас разбросали по всему составу и поехали мы до Владивостока. Проезжали Уральские горы, озеро Байкал. Нам всё было так интересно, романтика 60-х годов!

27 июля прибыли во Владивосток. Остановился состав у 1-й платформы. Стали выходить и слышим из рупора, что на Камчатку едет отряд молодых педагогов, нас просят подойти к встречающему. И еще играет духовой оркестр. Так это было трогательно для нас.Представитель ОБЛОНО устроил нас в школе-интернате на ул. Лазо. На 2-й день мы пошли осматривать Владивосток, запомнился он мне изобилием гладиолусов, бананов, всякой рыбы в магазине "Океан". 29 июля мы ходили в бухту "Золотой Рог"- город отмечал День Военно-Морского флота. Это была красота. Ну, а нам надо было двигаться дальше.

В то время до Петропавловска ходили пароходы "Советский Союз" и "Русь". На "Руси" мы и двинулись на Камчатку. Охотское море холодное, было пасмурно. Такая страшная болтанка была: из кают никто не выходил, все пластом лежали. Да, Петропавловск начала 60-х годов-это не теперешний Петропавловск и не 80-х годов. Тогда аэропорта не было, стоял какой-то деревянный домик и военные самолёты. В Петропавловске в основном были деревянные бараки. На берегу нас встретил представитель Камчатского ОБЛОНО, только уже без оркестра и отвезли нас во 2-й интернат.А на следующий день мы все поехали в ОБЛОНО. Там опять дают нам распределительные места (на Командоры или Пенжинский район). Мы выбрали Пенжинский район. Только за дверь, нас спросили куда, а мы довольные говорим, что в Пенжинский район. Нам о нём такую мрачную характеристику дали, что мы разревелись. К нам подошёл высокий парень и говорит: "Девочки, вы что плачете?", а мы наперебой с жалобами к нему. Он засмеялся и стал расхваливать Пенжинский "рай", что языками объедаться будем, помидоры огромные на окнах растут, рыбы, грибов, ягод много. Короче успокоил он нас.А парень этот был Иван Калита — секретарь райкома комсомола.

На следующий день мы снова отправились в путешествие. Летели на самолёте "ЛИ-2".Когда самолёт приземлился в Каменском, мы вышли из самолёта и спрашиваем, а где же сам посёлок? Нам сказали, что ещё по реке плыть 12 км. Люди позвонили в РОНО, и за нами пришёл какой-то зачуханный катер. Нас в Пенжинский район прибыло 4 человека. На ночлег распределили кого куда. В роно нас встретил Лях Семён Дмитриевич и распределил всех по району. Двоих в Манилы, одну на Первую Речку, а меня в Слаутное. Выехали на барже в Слаутное в 4.30 утра. Народу ехало много, люди уже одеты были тепло и я "городская Цыпа" в чулочках, в косыночке,в лёгком пальтишке, т.к все вещи были крепко упакованы. Ехали чуть больше суток, и я всю дорогу плакала. Думала, куда я попала после Горького, ужас какой-то. Баржа причалила в протоке, народу на берегу было много, все в резиновых сапогах, куртках, а я в босоножечках.

Ехала работать в интернат Валя Кутынпина, встретил нас Виктор Ивкумович и отвёл в общежитие старое (его давно уже нет). Я как зашла так и обомлела: щели брёвен были затыканы мхом, чёрная печка.. И это после городской цивилизации.Приехала я в Слаутное 17 августа 1961 года. Пошла на 2-й день в детский сад, заведующей тогда была Качан Раиса Николаевна. В саду была 1 ясельная и 1 дошкольная группы. Воспитателями работали Бурова Алла Владимировна (дошкольники) и (ясли) Уревна Любовь Николаевна. Дети подбежали ко мне, а я стою и думаю:"Я уеду, жить и работать здесь не буду", а застряла на целых 35 лет. Папа умер, на руках у матери остались ещё 2 младшие сестры-школьницы, надеяться было уже не на кого, надо было матери помогать и сёстрам. Конечно, после материка Слаутное для меня было что-то страшное. В группе печка, вместо стульчиков — скамейки, шкафчики ужасные. Вся мебель была самодельная, делал её Соколов Илья Григорьевич. Игрушек толком совсем не было, на весь сад была 1 хрестоматия, журналы"Дошкольное воспитание", блокноты для рисования и простые карандаши. Каждый день после работы приходила в общежитие и плакала. Спасибо Могилевцеву (парторгу), Шляхову Николаю (секретарь комс.организации). Они нагрузили общественной работой, стала ходить в худсамодеятельность и стала привыкать постепенно к камчатской жизни. В 1962 г. уезжает Бурова А.В., а приезжает Соколова В.И.(Гречанюк). Открыли ещё 1 дошкольную группу, и мы стали работать втроём — я, Гречанюк Валя и Соколова Зина. Мы в работе соревновались между собой, хотя они были родными сёстрами.

В 1964 году приезжает в Слаутное Пузыристова Инна Александровна — её назначают заведующей д /с, Зина Соколова уезжает на материк, а мы опять втроём остались работать — я, Качан и Гречанюк. В 1965 году увольняют Пузыристову и дают ей за какие-то проделки 24 часа и она уезжает, а меня назначают заведующей. В 1967 году построили новый детский сад (который стоит, как музей в гордом одиночестве на площади). К 7 ноября было открытие садика, а ленточку перерезал Гена Эйпичнин. В саду работало уже 4 группы.

Добился в Слаутном строительства д/сДавыдов Александр Дмитриевич. Вот был директор!!! Это был отличный хозяйственник, настоящий коммунист, замечательный руководитель и вообще ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Я увидела его в Каменском, когда ехала в Слаутное первый раз. Вижу, суетится на берегу маленький невзрачный мужичок и даёт команды рабочим по погрузкам. Я спрашиваю, что это за "тюремщик", я по старым фильмам судила, что в ватных телогрейках ходят только тюремщики, а мне говорят, что это директор совхоза, очень хороший и порядочный человек и это так.Всю душу отдавал совхозу, не признавал никаких привилегий руководителя, его очень все любили и уважали.

После Могилевцева парторгом в селе стал Сгибнев, который тоже отдавал себя в работе. Жил и работал очень честно. Перед Новым годом поехал в Каменское на конференцию, а в Каменское завезли много яблок.Он на свои деньги на подарки для детей купил яблоки, мы пытались ему собрать и отдать деньги, так он и краснел и отмахивался, и пыхтел и позорил нас, говоря: "Вы, что, это же дети, а на детях я не могу спекулировать". Это конечно поколение людей-энтузиастов. По нашим временам для многих это будет уже дико, но благодаря таким людям после войны за 10 лет подняли страну из руин. Поклон им и похвала. Конечно, уже никого нет в живых. Царство небесное им всем.

Много очень в Слаутном жило и работало замечательных людей. За 30 лет жизни всё было, и плохое, и хорошее. Плохое не хочется вспоминать, а цепляет память только хорошее и хорошие люди. Вспоминаю врача — Бойцан Тамару Васильевну, которая вылечила у всех местных детей отит, добрым словом Ульяну Степановну Попову,Дьячкову Анну Дмитриевну (б.Нюра), Шарую Татьяну Дмитриевну, Мизинину Людмилу Викторовну — все они работали в разное время поварами, но работали честно и не обкрадывали детей даже крошкой хлеба, а как они хорошо готовили для детей еду. Вспоминаю наших мамушек Кангину Веру и Клякко Клаву, они работали нянечками в ясельках. Деток было много, бытовых удобств не было, а с каким терпением они относились к детям и работе, с любовью,без крика и рыка.. На прачке девочки работали, не было тогда машинок-автоматов, порошка"Тайда" и так далее, а бельё всегда было белоснежным, проглаженным. Я благодарна всем работникам, с кем мне приходилось работать. Кого — то приходилось учить, а у кого самой приходилось учиться. Мне хочется писать и писать и отмечать очень многих людей. Я всех работников Слаутнинского детского сада, от нянь до воспитателей и работников Слаутнинской школы интерната всегда вспоминаю с большой душой, как самоотверженно люди себя отдавали своему делу. Спасибо Вам за всё, уважаемые односельчане и коллеги!!!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

154