Меню
16+

Газета «Полярная звезда» Камчатского края

16.03.2016 00:01 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 15.03.2016 г.

«Район оживал на глазах»

Автор: Людмила ДРОКИНА

На фото: М.П. Арбатский.

Людмила Дрокина рассказывает о своем отце, Мелентии Павловиче Арбатском – человеке, который все свои силы отдавал делу развития народного образования Пенжинского района, и приводит отрывок из его рукописи.

Мой отец, Арбатский Мелентий Павлович, коренной сибиряк из большой семьи, чьё детство пришлось на трудное военное время, окончил Якутское художественное училище, работал в Верхоянске, а в 1956 году приехал на Камчатку. До 1964 года преподавал рисование, черчение, физкультуру, одновременно заведовал интернатом и был завхозом в Каменской школе-интернате.

С 1964 по 1986 год работал в Слаутнинской школе-интернате. Он из поколения 50-60-х годов, кто все силы отдавал делу развития района, в частности народного образования, кто искренне жил по принципу "Раньше думай о Родине, а потом о себе".

Сейчас он живёт Белоруссии, ему исполнилось 87 лет, продолжает живо интересоваться камчатскими новостями. Несмотря на плохое зрение, стал писать воспоминания. Передо мной две тетрадки, исписанные мелким каллиграфическим почерком. Эта часть относится к Каменскому периоду, с 1956 по 1964 год.

«Район оживал на глазах»

КАМЕНСКОЕ. 1956 ГОД

…До Каменского летели самолётом ЛИ — 2 и почти на всём протяжении было облачно, так же и от Тиличик летели в облаках, и вдруг, словно кто-то отдёрнул занавеску, открылось чистое небо и широкая долина, а вот и река. Пока самолёт заходил на посадку, я подумал, что Кварцхау (зам. зав. ОблОНО) что-то перепутал, потому-что здесь столько много чистых зелёных полей, и только спустя три дня я понял, что это за поля, когда пришлось тушить пожар в окрестностях Каменского. Вот тогда я понял, что собой представляет тундра.

Знакомство со всеми прелестями началось сразу же, как мы сели на кунгас, который тянул небольшой катер с Усть-Пенжино с грузом до Каменского. При первом же переходе через реку кунгас завалило на мель, и как ни пытался катер стянуть кунгас с мели — ничего не получалось. И тогда здоровый мужик, который стоял у руля кунгаса, а это был Кулиш Д.И., спустился в воду и пошёл бродом до берега, проверяя глубину, а затем всех новоявленных пассажиров перенёс на себе на берег, и колонна численностью в двадцать человек потопала пешочком по берегу. Кулиш всех подбадривал, человек он оказался весёлый с хорошим чувством юмора. Обогнув Чугунов мыс, мы увидели шедшего по берегу медведя в попутном с нами направлении, но скоро он свернул и полез по крутому склону на сопку. Допекали комары, но выхода не было, и все достойно часа через четыре, наконец достигли своей цели — показались первые строения райцентра.

Только поднявшись на берег, я заметил убогость строений. На первом плане была школа с кривыми стенами, окнами без наличников, крыша покрыта толью. Я тогда подумал, как они здесь выживают зимой. Почти весь посёлок из давно построенных домиков, лишь на трёх домах были перекрытия из жести. Школа представляла собой здание в виде буквы Ш. По фасаду сплошной коридор, с одной стороны классные комнаты, по второй — комнаты для интерната, столовая, кухня. Во всех комнатах двухъярусные койки с расчётом на 60 человек. Все помещения представляли весьма убогий вид. Напротив школы почти такое же здание, в котором размещались райком и райисполком со всеми своими отделами. Между школой и райисполкомом образовалась площадь примерно шестьдесят на шестьдесят метров. Следующее здание представляло собой сельский клуб и детский сад, а рядом госбанк, сберкасса и крайнее по центру помещение районной больницы. Справа и слева от центрального ряда располагались жилые домики, магазин, баня. Уже на берегу склад на сваях, вверх по ручью находилось помещение районного узла связи. Была ещё электростанция с двигателем на 150 КВт, включали станцию с шести до десяти часов утром и с шести до двенадцати ночи, а когда станция выходила из строя, приходилось пользоваться свечами и керосиновыми лампами. Достоянием села был единственный трактор ДТ-64. Почти в каждой организации имелась или собачья упряжка или лошадь, в 57 году лошадей было 12 голов. На всё село имелось три коровы, молоко в основном разбирали для маленьких детей. Несколько собачьих упряжек было у частников, всего тогда в посёлке насчитывалось 14 или 15 собачьих упряжек. Огородами занимались всего несколько семей — это Киприяновы, Кучко, Панасенко. В основном в пойме ручья от бани до почты. Было и два маленьких катера — это "Дельфин", принадлежащий рыбнадзору, и небольшой катерок в отделении связи. Да ещё две моторные лодки со стационарными двигателями — одна лодка в милиции и одна у связи. Груз же с Усть- Пенжино по воде доставляли двумя катерами рыбкоопа, которыми буксировали кунгасы. В зимнее время груз во все посёлки района завозили оленьими упряжками, иногда такой обоз состоял из пятидесяти и более нарт. Такой была обстановка на конец 1956 года.

ЗАМЕНУ ПРИШЛОСЬ ЖДАТЬ 8 ЛЕТ

Новичков, прибывших впервые в Каменское, буквально через два дня вызвали в райком. В кабинете первого секретаря Панова Д.И. присутствовал и председатель райисполкома Сорокин Виктор Александрович. Приняли они нас очень дружелюбно и откровенно познакомили с обстановкой, что в районе нет овощей, что нам необходимо самим позаботиться о дровах на зиму и вообще запастись на зиму чем возможно, в том числе и тёплой одеждой. Предупредили, чтобы в случае, если нам на рабочих местах не предоставят на это время, мы обратились прямо в райком. Для меня это не было неожиданным, так как я уже побывал на самом холодном севере — в Верхоянске, а там в это время были те же самые проблемы.

Вскоре после прибытия в Каменское меня вновь вызвали в райком партии и уговорили взять на себя ещё и обязанности завхоза хотя бы на три месяца, пока не найдут замену. В итоге замену пришлось ждать восемь лет до самого моего отъезда в Слаутное в 1964 году. При полной загрузке уроками работа по хозяйству отнимала не меньше времени и беспокойства. Более того, мне пришлось брать на себя весь груз, который приходил в адрес районо для школ и детских садов всего района. Выполнял все функции — кладовщика, калькулятора, а т.к. был ещё завинтернатом, то руководил воспитательной работой в интернате. Командировки в Усть-Пенжино за грузом, в Петропавловск на отборку мягкого инвентаря, заготовка и вывоз дров, сена для лошадей — всё находилось под моей ответственностью.

Буквально за несколько дней познакомились с соседями, коллегами, да и начальство всегда было на виду. До начала занятий удалось дров заготовить, собрать ягод, с помощью соседей наловить рыбы на зиму, кое-что было и в магазине. Хуже всего дело обстояло в школе: комнаты маленькие с печным отоплением, совершенно отсутствовал спортинвентарь: ни одной пары лыж, ни одного мяча, да и заниматься в зимнее время предстояло только в столовой. Все эти вопросы пришлось решать своими силами с началом занятий.

Вот в чём характерная особенность состояла в это время — это взаимопонимание, или как в пословице: в тесноте, да не в обиде. Если мне, например, что-то решить нужно было, можно было обратиться в любое время к районному начальству. За короткий срок я достаточно хорошо ознакомился с населением, местными традициями. Более всего мне понравилась природа. Казалось, вся она лежит на ладони, такого открытого пространства я раньше не встречал. Казалось, что здесь воздуха гораздо больше, что он намного чище, а оно так и есть на самом деле, река под боком, до моря рукой подать — ну что ещё нужно человеку. А вот уже как устроиться в этой природе, конечно, зависит от самого человека.

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ШКОЛЫ

Занятия начались вовремя, в классах была максимальная плотность. Учительский стол в классах размещался неправильно — в углу, иначе невозможно было работать у классной доски. В это время в районе была одна единственная средняя школа, и в ней на 56-57 учебный год в десятом классе было всего пять учеников — это Румянцев, Калинин, Мамченков, Шкарина и Клочкова. Уже в следующем году в выпускном классе было 12 человек. По количеству учеников начальных классов можно было предположить, что число выпускников будет расти, и уже в 57 году решили строить новую школу из местного материала, т. е. из тополя. Заготовку леса организовали ещё в зиму 56-57 года, а летом организовали сплав этого леса, установили новую пилораму и здесь, перед старой школой, возник фундамент новой школы. За лето сумели поднять фундамент до оконных проёмов, но осенью эту стройку забраковали, разобрали на дрова и сожгли в бане, скорее всего потому, что запланировано было завезти готовый строительный материал в виде бруса и пиломатериалов из Усть — Камчатска. В лето 58 года начали строить школу на новом месте у подножия северного склона. Опять же вывели на фундамент с оконными и дверными блоками, но снова забраковали, разобрали и уже начали строить по центру, где она, наверное, находится и теперь. И только в 63 году вышли из старой школы и перешли в новую с более просторными классными комнатами и приличным фойе. Спортзал построили позже. Тогда же построили отдельный корпус интерната в два этажа. Старую школу окончательно разобрали и пустили на дрова.

Уже в 58 году в старой школе заниматься было невозможно, поэтому решили делать капитальный ремонт, как раз в это время директор Бельков уехал в отпуск и на ремонт оставили меня. Пришлось частично менять фундамент, класть дополнительные поперечные балки, стены пришлось стягивать лагами с помощью болтов, полностью обивать фанерой стены и потолки всех внутренних помещений, красить в два слоя все поверхности внутренних помещений. Интересно, что балансовая стоимость помещения школы оценивалась в то время в 150 тысяч рублей, а на ремонт было затрачено 340 тысяч рублей.

ПОЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕХНИКИ

С началом завоза стройматериалов пошло строительство жилых домиков, появилась организация стройучасток, стала поступать техника. В лето 58 года появились первые самоходные баржи "Колхозница": две баржи в рыбкоопе "Кооператор", название второй не помню. Появилась такая же баржа в совхозе "Пенжинский" с названием "Оленевод", первым её капитаном был Брагин Прокопий и механик Бурдуков. Появились 3 или 4 катера БМК, которые в основном возили с Усть-Пенжино стройматериалы на кунгасах. Первым из совхозов приобрёл трактор ДТ 60 совхоз "Пенжинский", а первым трактористом стал Кангин Николай, который предварительно проходил курсы трактористов в Хабаровске, впоследствии это был самый опытный тракторист в районе.

В 60-м году в районе появились две автомашины, в районе было более 10 самоходных барж, появились трактора С-100, стал работать наземный транспорт в зимнее время внутри района. Уже в 64 году исчезли оленьи обозы. Появились лодочные моторы, поначалу лодки использовали дощатые и из фанеры, но вскоре появились "Казанки". Район оживал на глазах.

В начале учебного 1963-64 года, наконец, была сдана в эксплуатацию Каменская средняя школа с центральным отоплением, а вместе с этим возникла потребность завозить твёрдое топливо. Геологи утверждали, что в окрестностях Каменского должно быть месторождение каменного угля. Они делали там несколько попыток с помощью взрывчатки обнаружить уголь, но после очередного взрыва, когда в домах повылетали стёкла, затею эту прекратили. Вслед за школой стали появляться объекты с центральным отоплением — это райком, сельский дом культуры, интернат, а потом и жилые дома.

За прошедшие 8 лет (с 1956 по 1964) в районе произошли значительные изменения во всех направлениях. В первую очередь стала поступать техника. Во всех совхозах появились более мощные тракторы С-100, самоходные баржи, опробовали водомётные катера, (правда они работали не долго и не получили дальнейшего применения, потому что они были маломощные и на перекатах не справлялись с течением). Во всех сёлах появились электростанции, стала поступать и маломерная лодочная техника, в районе начал работать авиатранспорт. Самолёты АН-2 летали практически во все сёла и даже могли совершать полёты в тундру, самостоятельно подбирая площадки для посадок, поскольку пилоты были опытные. В 64 году в Каменском аэропорту постоянно базировалось звено самолётов АН-2 в количестве трёх штук. Регулярно стали летать самолёты ЛИ-2 из Петропавловска. В район стал поступать стройматериал из Усть — Камчатского лесокомбината в виде пилёного бруса, доски, реек. Активно началось обновление жилого фонда сначала в райцентре, а затем во всех сёлах. Увеличилось количество грузов в виде в виде продовольствия и прочего бытового характера. Завозили уже с 62 года и овощи: картофель, капусту, лук, но этот завоз производился последним транспортом и зачастую был в плохом состоянии.

В 1964 году я выехал в Слаутное, где работал до 1986 года.

Мелентий АРБАТСКИЙ

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

121