Меню
16+

Газета «Полярная звезда» Камчатского края

13.02.2017 18:47 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 09.02.2017 г.

Моя Марсевна!

Автор: Лариса ОМЬЯНА (Хнаева), 2012 год

«Мама!», «Мама!» — в два голоса, наперегонки, выхватывая друг у друга мобильный телефон, перекрикивая, спешат доставить мне радость мои маленькие детки, — «Марсевна!», «Твоя Марсевна!"».

«Ты сразу становишься до-о-обренькой», — замечает ревниво самый младший. Дождавшись благодарную улыбку, убегают, а я, оставшись наедине с ней, забывая про все дела, внимательно слушаю каждое слово, пронизанное душевной материнской теплотой, и мне хорошо и одновременно неловко от того, что в суете забываю первой позвонить ей, дорогой Марсевне, моей самой любимой учительнице.

В 1969 году Марию Алексеевну впервые увидела на барже. Помню, как с беспокойством она следила за нами, чтобы мы случайно не выпали за борт, и отводила нас от края в центр палубы. С детским любопытством я заглядывала в голубые глаза моей будущей классной руководительницы. Она нас, учеников-таловчан, тогда сопровождала из аэропорта Каменское по реке Пенжине до села Каменское. После окончания начальной школы учебу мы продолжали в Каменской средней школе, туда свозили ребят со всего района.

Нам, ребятам из Аянки, Оклана, Парени, Слаутного, Таловки, Манил несказанно повезло. Лишенных на период учебы в районом центре родительской заботы и ласки, нас, тоскующих по своим родным и близким, родному дому, она будет всегда бодрить, находить для каждого добрые слова. Её нежная опека станет для нас утешением в необустроенной интернатской жизни, облегчит разлуку с близкими родственниками и после окончания поможет многим встать на ноги. Она помнит всех учеников до сих пор и обо всех беспокоится. Марию Алексеевну Кайнын, скромную, добрую учительницу любят все пенжинцы. "Моя самая любимая, моя вторая мама, нежный оберег, добрый наставник", — так про неё говорят многие ученики.

Учительский коллектив Каменской средней школы-интерната был очень дружный. Возглавляла его красивейшая директриса Людмила Сергеевна Устинова. Она умела руководить всеми учебными и хозяйственными процессами. С виду строга, а в прищуренных глазах всегда весёлые искорки — так хитренько наблюдает за реакцией детей. Очарует своей ослепительной белозубой улыбкой и спешит дальше по своим директорским делам. Людмила Сергеевна и наши незабываемые милые учителя с большим уважением и почтением относились к Марсевне.

В кабинете химии, который находился на северной стороне школы, даже зимой, в самые лютые пенжинские морозы в 50-55 градусов всегда было тепло и уютно.

На ее уроках, в классе с красивыми ухоженными цветами, роскошной пышной зеленью, которая застилала все свободные места на стенах, окнах, вместе с таблицами, портретами ученых — химиков, их цитатами, мы погружались в другой, созданный ею мир — добрый и волшебный, с химическими элементами, реакциями и превращениями, из которого состоит вся Вселенная. Для нашей Марсевны ученик — частичка этой бесконечной Вселенной, со всем его внутренним духовным миром, который она принимала всем своим сердцем, как саму природу, и талантливо, без всяких нравоучений раскрывала в каждой детской душе доброе начало. Она любила нас со всеми нашими недостатками, никогда не обижала ни словом, ни взглядом, никогда никого не осуждала, потому что для неё нет плохих людей. На её уроках всем было комфортно. Двоек никогда в журнале не ставила. Бывало, после активной перемены ребята продолжали возиться. Тогда она молча вставала перед классом, наклоняла голову набок и грустно улыбалась. Тут же волной по рядам пробегал шумок и становилось тихо. Никаких окриков. Великое терпение, уважение и хорошее знание психологии.

Мы любили слушать из её уст сказки народов Севера. Манси по национальности, она всем сердцем полюбила эту суровую землю, мужественных, северных людей, бескрайнюю тундру. Эту любовь к родному краю прививала своим ученикам. Много лет она кропотливо собирала материалы об истории Пенжинского района, Корякского автономного округа, народах Севера, исторических событиях, героях — тружениках тундры. Итогом её многолетней поисковой работы стало открытие районного краеведческого музея в с. Каменское.

Уже забыты химические формулы, соли, валентности, а вот её добрые глаза, мягкий задушевный голос, улыбку и пуховый платок, припоясанный особым образом, помнят все.

Наша Марсевна не любит высокопарных слов. В каждое её простое и понятное слово вложена её чистая, добрая душа. Потому к ней тянутся все люди. Двери её дома открыты для всех, она каждого приютит и накормит, да ещё в дорогу разных гостинцев соберёт.

В прошлом году я заехала к ней в г. Озеры, ненадолго. Как обычно, она и Надежда Терентьевна Толкачева засуетились. Быстро натаскали на стол самоё вкусное, одно за другим. "Ты, Ларочка, ешь и рассказывай нам, как там у нас, что нового, какие перемены". (Надежда Терентьевна — наша учительница по физике, давно потеряла зрение. Умеет делать всё! И пельмени, и другие изысканные блюда. Сама неизлечима больна, она много лет с дочерней любовью заботливо ухаживала за своей мамой, прикованной тяжёлой болезнью к постели. Сколько в ней мужества, оптимизма, желания жить! А рядом всегда милосердная Мария Алексеевна, которая много лет опекает эту семью и каждый день спешит ей на помощь).

За столом мы не заметили, как пролетело время. Спохватились, через пять минут последний автобус на Москву, а ещё сколько бежать до автостанции. Забегали. В пакет мне набросали всяких заготовок. Неподъёмный! Я выкладываю почти всё, мне же бегом до автобуса, а ещё спускаться по лестнице, разобью. "Ну, хоть баночку черничного варенья возьми, для детишек, — умоляет Марсевна, и протягивает мне на память маленькую иконку Иисуса Христа, — пусть будет всегда с тобой". До автостанции уже не успеть, далеко, перехватываю автобус на повороте. Звоню ей, я уже в пути. А они ещё надеялись, что останусь на ночь и расскажу им про жизнь в округе и о Пенжинском районе.

Нашу учительницу по прежнему радуют успехи учеников. Их теперь у неё много по всей России и далеко за её пределами. Она всех помнит, со многими продолжает переписку. Со студенческих лет храню все её письма, открытки. Такие же тёплые письма получают Светлана Моисеевна, одноклассница и однокурсница, Раиса Авак и многие пенжинцы. Её поддержка помогает нам по жизни. Помню, когда я вернулась в родной Пенжинский район после окончания педагогического института им. А.И. Герцена, она собрала посуду, кастрюли, сковородки, электрическую плитку, постельное бельё и поехала со мной в Манилы. Познакомила меня с людьми, попросила их помогать мне, договорилась о предоставлении мне жилья, и передав меня в заботливые руки Тынентекьев Ирины Петровны, уехала домой в с. Каменское.

На рождение детей вязала красивые кофточки. Одну желтенькую, ещё новенькую, я берегла очень долго, недавно передала для внука. В моём сердце моя Марсевна всегда, со мною её нежная, безграничная материнская любовь. Я её должна за всё благодарить, а она передаёт низкие поклоны и благодарит нас.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

28