Меню
16+

Газета «Полярная звезда» Камчатского края

15.10.2019 10:22 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Доктор сказал «в морг», значит, в морг!

Автор: Леонид Добровольский
главный редактор газеты "Полярная звезда"

Тускнеющий образ Айболита

Я панически боюсь заболеть или получить травму в Пенжинском районе. На материке страх уходит и возвращается по мере приближения к окраине Камчатки. Там, на большой земле, я уверен, что врачи меня вытащат и приложат все усилия для моего спасения. Может это и наивно, но надежда есть! В нашем районе, я даже не уверен, что нужный врач окажется в наличии, а если и найдется таковой, то в ответ на мои жалобы он не выдаст популярного ответа пенжинских эскулапов: «Вот будете на материке, там и вылечитесь!»

С самых ранних лет образ врача, готового прийти на помощь, намертво засел в подсознании. Помните Айболита? «…А в лицо ему ветер, и снег, и град: "Эй, Айболит, воротися назад!"…», но, преодолев горы, поля, моря и ненастья, врач добрался до больных и помог…

Вера в существование айболитов продержалась более четырех десятков лет и была поколеблена историей группового лечения трех десятков аянкинских детей по телефону всех скопом, «под одну гребенку». Я начал подозревать, что если ради подрастающего поколения врачу лень оторвать пятую точку от кресла, то ради взрослых уж тем более напрягаться не будут, и предположил, что такой «пальцем тыкательный в небо» подход врача к постановке диагноза и назначению лечения может оказаться плачевным и, к сожалению, оказался прав.

Дальше подтачивать веру в докторов начали многочисленные жалобы жителей района, рассказывающие историй, смахивающие на анекдоты, вот только с печальным концом.

Приходит в мае Сергей К. с ангиной к врачу, а он ему выписывает приснопамятное: «Вот будете на материке, там и вылечитесь!», вот только в отпуск человеку лететь в сентябре.

Легла Надежда М. на операцию в Каменском, а очнулась только через 20 дней и за полторы тысячи километров от села в Петропавловске-Камчатском, в окружении уже других врачей, интенсивно исправляющих ошибки пенжинских.

Лечили Владимира Ч. от пневмонии, а у него инсульт! Эту историю мне рассказала его дочь, и она уверена, что при правильном диагнозе отец прожил бы еще с десяток лет. Родные добиваются справедливости. По их словам, врача все же наказали – лишили премии и отправили на учебу. Хотя поездка за пределы Пенжинского района, причем за государственный счет, абсолютно наказанием не выглядит. Я бы вообще опасался доктора, не отличающего пневмонию от инсульта, допускать до пациентов. Но боюсь, ко мне не прислушаются, и мы получим очередной плачевный результат.

Таких грустных историй лечения масса, не проходит и недели, чтобы нам не поведали новую. После таких страшилок невольно начинаешь считать, что все сложнее насморка в Пенжинском районе может привести к летальному исходу. И основная задача здешних медиков – не лечить, а не дать умереть больному до прилета вертолета санзадания.

Впрочем, подобная надежда была вдребезги разбита недавним вопиющим случаем.

Жизнь в размен на скарб?

У Владимира К. из горла пошла кровь. Обратился в больницу, где врачи заподозрили серьезное заболевание и вызвали хирурга из соседнего района. Прилетел вертолет со специалистом. И началась странная история…

По словам родственников, их вызвали в больницу, где хирург сообщил, что Владимир К. умирает, лечить бесполезно, а лечебные учреждения в Петропавловке-Камчатском отказываются принимать такого пациента. В общем, пусть себе умирает, коли лечить смысла нет. После чего врач спокойненько поехал грузить на прилетевший по санзаданию вертолет личные вещи, кухонную технику и предметы интерьера (врач недавно перебрался из нашего района в соседний).

Я не знаю, чем руководствовался хирург в действительности, но со стороны это выглядело так, словно в борьбе за место в вертолете между больным и морозилкой, последняя одержала безоговорочную победу.

Вызывает удивление позиция руководства больницы, которое легко согласилось с врачом, который «грубо говоря, но мягко выражаясь» имел проблемы с точностью постановки диагнозов ранее.

«Несут санитары мужика на носилках. Он им:

- Ребята, а, ребята, может, таблеточку?

- Молчите, больной!

- Ребята, а, ребята, может, укольчик?

- Молчите, больной!

- Ну, ребята, может, капельницу?

- Молчите, больной! — Врач сказал "в морг", значит, в морг!»

Стоит отметить, что в очередной раз был продемонстрирован вопиющий непрофессионализм врачей. Вопреки «умывшим руки» пенжинским эскулапам, родные «начали бить во все колокола», дошли до руководства Минздрава края и был вызван еще один санрейс. В итоге, «умирающего» доставили в Тиличики, а после первичной помощи отправили «своим ходом» в краевое медучреждение. Больной со «смертельным диагнозом», до сих пор жив и даже идет на поправку.

Унтер-офицерские вдовы медицины

Редакция газеты отправила запрос в Министерство здравоохранения Камчатского края. Помимо прочих, мы задали вопросы относительно ситуации с Владимиром К. Ответ пришел за подписью Министра здравоохранения Камчатского края, исполнитель — Трофимова Т.Ю. И данный ответ вызвал в редакции недоумение.

Можно предположить, что готовившая ответ для министра г-жа Трофимова Т.Ю. пыталась защитить «честь мундира», но несколько легкомысленно отнеслась к своим обязанностям и «какой-то там районной газетенке», дав непроверенную, а потому очень спорную, а в ряде случаев и откровенно искаженную информацию. Впрочем, может, именно такую ей, в свою очередь, передали из Пенжинской ЦРБ и других организаций, а она не удосужилась ее проверить. Еще раз уточню, что вопросов было задано много и касались они разных аспектов деятельности учреждений здравоохранения района. Подробнее о них чуть позже, в следующих номерах, а пока обратимся к тем разделам письма, которые касаются непосредственно ситуации с Владимиром К.

Вопросы редакции были следующие:

«7) 13 сентября в село Каменское прилетел санитарный рейс с врачом-хирургом Рузиевым Б.Э. Который, осмотрев больного Владимира К, по словам родственников последнего, поставил ему смертельный диагноз, сообщил о бесполезности лечения и отказе в транспортировке в г.Петропавловск-Камчатский для лечения. После чего уехал загружать присланный для транспортировки больного вертолет личными вещами, предметами интерьера, кухонной и бытовой техникой, для переезда в село Тиличики.

В связи с этим просим дать информацию о порядке постановки, подтверждения и перепроверки смертельных диагнозов?

Просим разъяснить процедуру принятия решений об отказе лечения смертельно больных пациентов?

Просим сообщить стоимость санитарного рейса Тиличики — Каменское –Тиличики?

В связи с тем, что для вывоза больного Владимира К. пришлось задействовать второй рейс, за счет каких источников финансирования будут покрыты затраты по первому рейсу, который по факту перевозил только личный груз врача?»

А вот полный ответ Минздрава края на эти вопросы:

«6. 13 сентября 2019 г. бригада скорой медицинской помощи (далее — бригада СМП) обслуживала санитарное задание: встречала медицинских работников, выполнявших санзадание, после чего доставила медицинских работников в стационар районной больницы. Во время обследования пациента и до отъезда медицинских работников бригада СМП находилась на территории стационара. Ни сотрудники бригады СМП, ни автомобиль СМП для перевозки частного груза не использовались.

Вместе с тем, была обеспечена готовность внеочередного обслуживания массового мероприятия «Кросс нации» в случае необходимости.

7. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, допускается с письменного согласия гражданина или его законного представителя, таким образом, информация о пациенте «К» не может быть Вам представлена.

Вместе с тем сообщаем, что пациент «К» направлен в краевое учреждение. Данный факт разобран на врачебной комиссии ГБУЗ КК ПРБ.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум. Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента.

Время налета по данному санитарному заданию составило 3 часа, стоимость — 861 428,02 рублей. Финансирование за счет бюджета Камчатского края».

А теперь о том, что вызвало недоумение редакции.

В пункте 6 ответа Министерства здравоохранения Камчатского края сообщили, что бригада скорой помощи встречала санзадание, была готова оказать помощь на «Кроссе нации» и частный груз не перевозила. В селе Каменском есть не менее пятидесяти свидетелей, что детям и взрослым, которым стало плохо «готовая оказать помощь бригада медиков» помощь не оказывала. Наверное, в понимании г-жи Трофимовой Т.Ю. медпомощи достойны только попадающие в реанимацию. Есть еще три десятка свидетелей, в том числе и ваш покорный слуга, частной перевозки на карете скорой помощи барахла прилетевшего с санзаданием врача. Все мы, выходит, обманываем?

В пункте 7 чиновники от медицины лихо ушли от ответа, прикрывшись врачебной тайной, не менее лихо приписали себе заслугу спасения пациента «К» и мимоходом сообщили, что разобрать «свинствопляску» с отказом от лечения больного поручили… Внимание! Врачебной комиссии ГБУЗ КК ПРБ. То есть, врачам, поставившим «крест на человеке», не оказавшим ему помощи и фактически обрекшим его на смерть, было поручено разобраться самим с собой, дескать, «унтер – офицерская вдова сама себя высечет».

Далее в письме была процитирована ст.70 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Этот момент вообще напоминает тонкий троллинг. Приведены цитаты из закона, перечисляющие ровно те действия, которые не были сделаны врачом. Совсем не понятно, для чего процитирован закон? Министерство намекает на то, что врач нарушил ст.70 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», но тогда где информация о наказании за неисполнения закона? Или просто дали информацию, дабы «местная газетенка» отстала?

И в завершении письма сообщено, что за счет бюджета Камчатского края оплачено 861 428,02 руб. за санитарное задание.

Я бы на месте чиновников от медицины постеснялся заявлять, что фактически миллион «с барской руки» отвалили за пустопорожний рейс, присланный за пациентом, но его не взявший и улетевший с домашней обстановкой присланного врача.

Цифровые игры в здоровье

Я понимаю руководство больницы. Минздрав требует показателей. Врачи грозят откочевать, где теплее, сытнее и дорога до города попроще. Искать новых специалистов проблема, а уж заполучить серьезного профессионала вообще «грань фантастики». Дабы статистику не портить, а последняя и является главным мерилом успешности работы руководства, вот и держатся за «тех, кто есть». При этом с «теми, кто есть» нянькаются, стараются оберегать и лишний раз не напрягать, не посылать в командировки в отдаленные села, лишь бы числились.

У пенжинских врачей одни из самых высоких заработных плат в крае, нагрузка одна из самых маленьких на Камчатке, благодаря усилиям того же руководства техническое оснащение постоянно улучшается. Так что им мешает качественно ставить диагнозы и лечить? На мой взгляд, все тоже пресловутое няньканье! Доктора привыкли, что на их непрофессионализм закроют глаза и в лучшем случае «накажут поездкой для повышения квалификации». И станут защищать «честь мундира» от посягательств пострадавших пациентов, опять же дабы не портить отчетность. Министерство здравоохранения, судя по его ответам и отсутствия реакции после приезда проверяющих, тоже портить реноме не намеренно и «сор из избы» выносить не собирается. «Круговая порука мажет как копоть…». Получается, замкнутый круг, в котором жители пенжинского района — заложниками «медицинской статистики». Цифры размениваются на здоровье людей. Сколько еще должно пострадать пациентов, пока будут выгнаны «те, кто есть» и заменены настоящими врачами?

P.S.

Вызывает недоумение крайне пассивное поведение жителей района. Нет, они, конечно, активно жалуются друг другу, в редакцию газеты, проверяющим и даже Губернатору на личных встречах. Но никто, за редким исключением, не пытается отстоять свои права в вышестоящих инстанциях, правоохранительных органах или суде! Понятно, что от врачебных ошибок никто не застрахован и суды не стремятся наказать врачей. В противном случае, врачи не рисковали бы вообще лечить. Но вот получить компенсацию за вред, причиненный здоровью в результате ошибок эскулапов, вполне реально. Судебная практика обширна и демонстрирует, что в случае «Вот будете на материке, там и вылечитесь!» можно рассчитывать на компенсацию в 10-20 тыс. рублей. Надежда М может попробовать получить 300-500 тысяч рублей, Владимир К за «свой крест» может смело требовать от 500 до 700 тысяч рублей, а родные Владимира К, на мой взгляд, должны потребовать в суде не менее 1,5 млн. рублей.

Деньги — один из самых лучших стимулов, которые смогут подтолкнуть нашу медицину к бережному и трепетному отношению к пациенту. Подавая в суд, вы не только компенсируете ущерб себе, но и сохраните здоровье десятку других жителей района.

Продолжение в следующих выпусках газеты…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

98