Меню
16+

Газета «Полярная звезда» Камчатского края

08.09.2015 16:07 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 69 от 08.09.2015 г.

Развитие народного просвещения в Корякии

Автор: подготовила Жанна БУТРИНА
Источник: материал из фондов музея

Учащиеся Верх-Гижигинской начальной школы с учителем П.И. Сыпало, 1943 г.

8 сентября – Международный день распространения грамотности

Первые советские школы у коряков были открыты в 1923 г., в 1925/26 в них уже обучалось 206 детей. Местные органы власти старались уделять им должное внимание: снабжали топливом, оказывали помощь "по оборудованию местных огородов".

Школьная сеть в районах расселения коряков до образования округа росла медленно. Влияло недоверчивое отношение коренного населения к школе.

Работали школы нерегулярно. Учебный год подстраивался к хозяйственному календарю населения. Поэтому не было твердых сроков начала и окончания учебного процесса. С наступлением весны занятия прекращались, так как родители брали детей на промыслы. В результате учебный год длился, в зависимости от местных условий, от 3 -4 до 5 — 6 месяцев. Но в пределах этого срока тоже бывали перерывы: дети уходили на охоту, на зимний лов рыбы, местные праздники и т.п. Обучение, в целом, исходило из особенностей быта и культурного уровня коряков, и было приспособлено к их нуждам. Осложнялся школьный процесс и возрастным составом учащихся: он колебался от 8 — 9 до 25 лет и старше.

Наиболее целесообразным типом учебного заведения в районах проживания народностей Севера была признана школа-интернат, учащиеся которой находились на полном государственном обеспечении. Новый этап в народном просвещении коряков наметился в начале 30-х годов. Дальнейшие перспективы его развития открывались в связи с образованием Корякского национального округа и созданием письменности на корякском языке.

Вводимое повсеместно в стране в начале 30-х гг. всеобщее начальное обучение коснулось и корякской школы.

К началу 30-х годов большинство школ Корякского национального округа размещалось в малоприспособленных помещениях, в жилых домах, часто в землянках, даже в церквях. Кочевые школы работали в палатках или ярангах.

1931 год. 13 — 15 апреля. Из постановления конференции учителей национальных школ Пенжинского района: всем существующим туземным корякским школам с 1 мая с.г. перейти на обучение на родном языке, а при отсутствии литературного корякского языка впредь до его создания вести занятия на его диалектах. Приступить к накоплению материалов по языку и использовать имеющиеся (словари, некоторые грамматические формы и др.). Вести преподавание на латинской транскрипции, для чего использовать в виде опыта единственный имеющийся на руках северный алфавит Дальневосточного общества краеведения.

С 1934 года в округе функционировало 30 корякских школ, большинство из них были школами — интернатами. В 1935 г. при Пенжинской (Корякской) культбазе были организованы окружные курсы по подготовке кадров, осуществляющих ликвидацию неграмотности. С 1935 по 1937 год здесь было подготовлено 83 человека для работы со взрослыми.

Начавшаяся война в июле 1941 года затормозила развитие народного просвещения у коряков. В 1941-1945 гг. почти прекратилось строительство школьных помещений, не завозилась мебель, не хватало бумаги и тетрадей. Во многих школах учащиеся писали на старых газетах и журналах. Большинство школ в течение всей войны работали в неприспособленных и не отремонтированных помещениях. Многие сотни школьников на летних каникулах занимались общественно — полезным трудом, вырученные средства от которого поступали в фонд обороны. Они собирали дикорастущие лекарственные растения, трудились на лесо-и-торфоразработках, на предприятиях рыбной промышленности.

Послевоенные годы отмечены повышенным интересом коряков к знаниям, увеличением контингента детей и молодёжи в учебных заведениях. Этому способствовало расширение сети школ для народностей Севера в 40-50-х годах, создание приготовленных классов. В Корякском округе такие классы были открыты с начала 1945/46 учебного года.

Развитие просвещения среди коряков связано с именами многих русских учёных и учителей. Первым среди них должен быть назван Стебницкий Сергей Николаевич, учитель корякской начальной школы и крупный советский этнограф и лингвист. Добрый славой среди разных поколений пользовались Александра Петровна Живодерова, супруги Лукаш Галина Васильевна и Мазно Андрей Степанович, Мария Алексеевна Кайнын, Мария Дмитриевна Шатских, Григорий Васильевич Нуждаев, Александр Стратонович Черных и другие.

Учащиеся Верх-Гижигинской начальной школы с учителем П.И. Сыпало, 1943 г.
Школа с. Микино.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

85